Бизнес-план магазина

Инвестиции в розничную торговлю считаются одними из самых выгодных и простых в начинании и бизнес-план построить очень легко. Самым же привлекательным считают — открытие магазина по продаже продуктов. Естественно, питание людям нужно всегда. И при наличии огромного количества магазинов такой направленности, рынок продуктов недостаточно заполнен. Хорошо, если вы разбираетесь в тонкостях ведения такой торговли. Но начинать открытие собственного бизнеса нужно с написания хорошего бизнес-плана магазина.

бизнес-план своего магазина

С чем нужно определиться до открытия? Основы бизнес-плана магазина

  • Каким будет формат вашего магазина. Проще говоря, что вы хотите открыть: супермаркет, магазинчик или ларек. А может быть, вы готовы к открытию мегамаркета?
  • Местоположение. Здесь нужно учесть ряд факторов: изучить что находится в этой зоне, какое количество людей.
  • Конкуренты. Необходимо выяснить какое количество магазинов находится в этой зоне, их ассортимент, время работы.
  • Ассортимент товаров. На этом пункте нужно остановиться более подробно в своих исследованиях. Нужно понять, каких товаров не хватает у конкурентов и какие сопутствующие товары вы сможете предложить у себя.
  • Инвестиционная составляющая. Нужно определить какую сумму вы сможете вложить в этот проект. Однако, тут необходимо будет учитывать риски. Составить бизнес-проект. В нем заложить непредвиденные расходы, которые не станут для ваших финансов критичными. Желательно заложить такие риски, которые могут увеличить инвестиции в два раза.
  • Выбрать помещение. Выбор делается в зависимости от формата магазина. Придется продумать дизайн помещения, зонирование. Если у вас нет соответствующего образования, то лучше пригласить специалиста.
  • Персонал. Нужно подобрать опытных и квалифицированных специалистов.

Выбор формата магазина

В Италии была разработана градация розничных магазинов, в зависимости от торговой площади и местоположения:

  • Суперстор. Площадь не менее 15 тысяч квадратных метров. Доля продовольственных товаров не менее 1\2. Чаще всего расположены за чертой города, имеется большая прилегающая парковка.
  • Гипермаркет. Торговая площадь от 5 до 15 тысяч квадратных метров. Такой магазин должен иметь в ассортименте продуктовых товаров более 1\2. Основа оборота – продукты. Может располагаться в самом городе или за его пределами.
  • Супермаркет. Площадь до 2 тысяч квадратных метров. Это большой городской магазин, располагается в местах большого прохождения людей: у метро, в спальных районах, у трасс.
  • Гастроном. Торговая площадь до 500 квадратных метров. Это магазин шаговой доступности, позволяющий купить: скоропортящиеся продукты питания, самую простую бытовую химию.
  • Маленькие магазины. Маленькая торговая площадь. Располагаются часто на первых этажах жилых домов. Самый незатейливый ассортимент товаров.

Расположение

При выборе местоположения в вашем бизнес-плане нужно определить направление движения будущих покупателей. Помещение должно быть расположено так, чтобы было удобно зайти в него «по дороге»: около остановки общественного транспорта, у дороги, рядом с большим количеством жилых домов. Важно наличие парковки и удобного заезда и выезда.

Нужно обязательно проанализировать будущих конкурентов. В расчете бизнес-плана нужно учесть какие  магазины расположены поблизости, их формат и направленность. Посмотреть, каких именно товаров не достаточно в этих магазинах. Возможно, в этой зоне лучше будет открыть специализированный продуктовый магазин: мясной, молочный, пекарню.

Выбор помещения под магазин

Можно сказать, что для открытия магазина или при составлении бизнес-плана вам понадобится помещение площадью не менее 110-150 квадратных метров. Торговая площадь составит 70 – 100 квадратных метров. Открывать магазин, площадь которого будет меньше, просто нецелесообразно.

В помещении должны быть все коммунальные блага: горячая и холодная вода, электричество, отопление, канализация. Желательно заключить договор аренды таким образом, чтобы оплата коммунальных услуг была уже включена в арендную плату.

Перед открытием магазина лучше сделать ремонт. Его сложность будет зависеть от состояния помещения. Для выполнения ремонтных работ можно нанят бригаду. Но, если нужно сэкономить, то косметический ремонт вполне возможно сделать самостоятельно.

Постарайтесь обговорить этот момент в договоре аренды: не платить арендную плату в период ремонта, уменьшить арендные платежи на сумму, потраченную на ремонт.

Ассортимент товаров и цены

Итак, нужно определить какие товары будут присутствовать на полках вашего магазина. Есть категории товаров, на которые спрос есть всегда и раскупаются они быстро: хлеб, молоко, мясо, бакалея. Желательно иметь в магазине и более редкие товары, которых нет в соседних магазинах. Покупатель должен вспомнить о вас, когда ему понадобится товар, который не найдешь запросто.

Это может быть свежая необычная выпечка, товары для суши, полка с медом или сухофруктами. Кроме того, можно предложить не товар, а услугу: бесплатная нарезка сырных и колбасных изделий.

Если торговая площадь магазина не менее 80 квадратных метров, то это означает, что в нем можно свободно разместить примерно 350 наименований продукции.

Рационально будет открыть отделы:

  • Молочный;
  • Мясной;
  • Хлебный;
  • Кондитерский.

Несмотря на то, что магазин продуктовый, лучше поставить небольшую полку с самой простой бытовой химией и средствами личной гигиены. Если позволит торговая площадь и оборудование, то можно сделать этот ассортимент более разнообразным.

С первых дней работы составить правильный, с точки зрения продаж, ассортимент товаров не получится. Через 3-4 месяца, проанализировав продажи, вы поймете каков тот ассортимент товаров, который нужен вашему магазину.

Совет эксперта: открытие магазина лучше запланировать на конец лета – начало осени. В этом случае к зимним праздникам ваш магазин войдет в рабочий ритм.

Выбор поставщиков товаров

В бизнес-плане необходимо заложить сумму на первоначальную закупку товара. Вам понадобится около 300 тысяч рублей. Первых поставщиков можно найти по объявлениям. Со временем, вы поймете условия каких поставщиков более выгодны и удобны и у вас останется круг необходимых.

Совет эксперта: учитесь договариваться с поставщиками. Предлагайте им свои условия, не бойтесь обсуждать условия получения товаров для реализации и скидки.

Поставщики часто идут на встречу в вопросах оплаты и предоставляют товар в кредит или в рассрочку. Но помните, что тут важны честность и добросовестность. При нарушении условий договоренности, вам могут больше не предоставить товар в кредит.

Большинство поставщиков сами доставляют товар заказчику, это очень удобно. Вам не придется покупать грузовой транспорт или оплачивать доставку отдельно, согласовывая время и сроки погрузки.

Не забывайте получать от поставщиков документацию на товар: сертификаты, накладные, заключения.

Персонал

Если у вас никогда не было опыта управления магазином, то, кроме обычного персонала, желательно нанять управляющего. Он же будет директором магазина. Чтобы заинтересовать специалиста, можно предложить ему, помимо фиксированной заработной платы, получать процент от выручки магазина. Только лучше обговорить, что получение процентов начнется через 3-4 месяца после открытия. За это время магазин наберет обороты. Обычно предлагается по 2-3 % от общей выручки.

Директору можно доверить подбор остального персонала. Конечно, раз магазин продуктовый, каждый претендент на место сотрудника, должен иметь санитарную книжку. Понадобится около 7-8 сотрудников.

Мнение эксперта: лучше постоянно проверять наемных сотрудников. Необходим контроль во всех сферах. Если один из них был уличен в воровстве или ином проступке, нужно уволить его. Нельзя поощрять подобные нарушения на рабочем месте и оставлять такого сотрудника.

Сервис

В бизнес-плане важно не только тщательно отбирать персонал магазина, но и работать с ним в дальнейшем. Ваши сотрудники должны всегда быть приветливы, а обслуживание быстрым и максимально честным. Можно установить для персонала систему бонусов, поощряя их за хорошую работу, это нужно учитывать в бизнес-плане.

А вот систему штрафов, если и вводить, то осторожно. Не нужно видеть в этой системе возможность урезать заработную плату сотрудникам. Текучка персонала – малоприятный процесс. Тем более, со временем сработает эффект «сарафанного радио», и персонал нанять будет проблемно.

Реклама, скидки и программа лояльности

Большие скидки в магазине

Практика показывает, что даже залежавшийся (но не просроченный) товар, быстро продается в период акций, когда на него устанавливается скидка.

Самым лучшим оповещением о скидках являются листовки и рекламные баннеры. В них должна содержаться полная информация о самой акции, цене товара и сроках проведения акции. Баннер можно поставить недалеко от входа в магазин, а литовки раздавать в местах большого потока людей.

Если позволяет стартовый капитал, то можно оповестить о скидках в СМИ.

Кроме того, можно изготовить дисконтные или накопительные карты вашего магазина. Сейчас есть множество компаний, которые выполнят такие работы. Яркая дисконтная карточка, лежащая в кошельке вашего покупателя, будет дополнительной каждодневной рекламой магазина.

Не забудьте, что открытие вашего магазина должно пройти празднично. Устройте акцию на определенные товары, вручите небольшие подарки первым покупателям, дисконтные карты.

Оборудование магазина

Лучше всего организовать магазин самообслуживания. Специалист поможет вам правильно зонировать торговую площадь. Нужно приобрести удобное торговое оборудование, которое позволит покупателям свободно перемещаться между рядами.

Торговое оборудование – самая большая статья расходов при открытии магазина или планировании бизнес-плана магазина. Цены на него очень высокие. Понадобится: несколько холодильных шкафов, две холодильные витрины, морозильный шкаф, стеллажи и полки (их количество нужно рассчитать исходя из зонирования магазина), ножи, разделочные доски. Кроме того, может понадобиться оборудование для нарезки мясопродуктов (если вы хотите предложить продукты в нарезке или такую услугу), хлебопекарное оборудование, гриль.

Конечно, можно покупать не все сразу, а только необходимый минимум, для начала. Затем, в случае удачного ведения бизнеса, докупать.

Чтобы сэкономить можно купить оборудование, которое было в употреблении. Для этого нужно около 300 тысяч рублей. Если у вас получится найти такое оборудование в отличном состоянии, это очень хорошо. Но на практике это сделать очень сложно. Техническое состояние не нового холодильного оборудования обычно очень плохое. Да и внешний вид оставляет желать лучшего.

Совет эксперта: можно закупить оборудование напрямую от производителей через поставщиков. Оно обойдется вам гораздо дешевле. На это уйдет около 600 тысяч рублей. Бонус: гарантия и обслуживание от производителя оборудования.

Ну и конечно, холодильные витрины и морозильные лари можно получить бесплатно. Их предоставляют производители мороженого и прохладительных напитков в том случае. Если вы будете реализовывать товар из марки.
Не забывайте, что оборудование покупается один раз, это не регулярная трата. И лучше, если техническое состояние его будет отличным. Иначе, придется часто тратиться на ремонт.

Финансовое планирование бизнеса

А теперь приведем некоторые цифры из нашего планирования. Дан продуктовый магазин:

  • Товарных позиций 250 – 350;
  • Торговая площадь от 35 квадратных метров;
  • Арендная плата за помещение в среднем 90 тысяч рублей в месяц;
  • Штат работников: два продавца и управляющий;
  • Бухгалтер не в штате;
  • Наценка на продукты питания 20%, на остальные категории товаров 30 %;
  • Средняя выручка задень 30 тысяч рублей;
  • Годовой оборот 10 миллионов рублей;
  • Стартовый капитал 670 тысяч рублей;

Расходы:

  • Покупка торгового оборудования – 90 тысяч рублей;
  • Депозит на аренду – 280 тысяч рублей;
  • Первоначальная закупка товара – 300 тысяч рублей.

В среднем за месяц владелец продуктового магазина получит 60–65 тысяч рублей. Окупится все примерно через 9-12 месяцев. Не нужно забывать и о налоговой отчетности, отчетности в различные фонды за сотрудников. Для этих целей лучше нанять специалиста или фирму. В качестве системы налогообложения рекомендуется выбрать упрощенную систему.

Администрация сайта